Анализ и прогноз важнейших тенденций и изменений на автомобильном рынке Украины, Российской Федерации и Республики Беларусь

По материалам сайта: atlant-m.ua

Подготовлено Отделением стратегического развития Международного автомобильного холдинга «Атлант-М». Декабрь 2009.

Общий анализ ситуации

В ноябре 2009 г. на автомобильных рынках стран присутствия Холдинга продолжились тенденции предыдущего месяца. В России и Украине продолжалась стагнация. Абсолютные объемы продаж снижались. В России зафиксирован худший результат за месяц не только в 2009 году, но и вообще за период с февраля 2006 года, в Украине – минимальный после февраля 2009 г.


Данный результат был вызван комбинацией ряда негативных факторов:

• продолжение экономической рецессии;
• слабость потребительского кредитования;
• падение платежеспособного спроса; субъективные:
• постепенное исчерпание ликвидных складов автомобилей 2008-2009 гг. выпуска у импортеров;
• минимальные объемы ввоза новых машин (импортеры, не уверенные в своих продажах, не хотят входить в 2010
год с большими стоками прошлогодних машин, как это получилось в текущем году);
• ценовая политика в условиях недостаточного предложения не предусматривает больших скидок.

В Беларуси, напротив, в ноябре был достигнут лучший результат с начала 2009 года, что было вызвано ажиотажем вокруг повышения импортных пошлин на автомобили в связи с подписанием документов о Таможенном союзе.

При этом графики динамики рынка по сравнению с соответствующими месяцами прошлого года показал в ноябре улучшение. Однако это связано лишь с эффектом низкой базы – в ноябре прошлого года на авторынках России и Украины резко упали продажи в связи с началом кризиса.


Объемы регистрации новых автомобилей в РФ, Украине и РБ помесячно в 2008-2009 гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года


График 1: Объемы регистрации новых автомобилей в РФ, Украине и РБ помесячно в 2008-2009 гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года

Экономическая ситуация в странах присутствия Холдинга в октябре-ноябре развивалась разнонаправлено. Динамика промышленного производства показывает, что падение прекратилось. В ноябре в Беларуси и России зафиксирован прирост относительно ноября 2009 года, а также относительно предыдущего месяца. В Украине это, по-видимому, произойдет в декабре.

Динамика промышленного производства в РФ, Украине и РБ помесячно в 2008-2009 гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года

 


График 2: Динамика промышленного производства в РФ, Украине и РБ помесячно в 2008-2009 гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года

Однако более важным представляется убрать ”эффект базы” и сравнить текущую динамику с докризисными показателями 2007 года помесячно.Мы видим, что в Беларуси глубокого спада как такового не происходило. В России есть тенденция к улучшению, но пока она неустойчива, и уровень производства 2007 года не достигнут.

Динамика промышленного производства в РФ, Украине и РБ помесячно в 2008-2009 гг., в % к соответствующему периоду 2007 года


График 3: динамика промышленного производства в РФ, Украине и РБ помесячно в 2008-2009 гг., в % к соответствующему периоду 2007 года

А в Украине дела намного хуже – если в мае-сентябре экономика понемногу восстанавливалась, то в октябре-ноябре абсолютные объемы производства вновь начали снижаться. Внешняя конъюнктура для украинского экспорта пока хуже, чем в докризисный период, внутренний спрос упал очень сильно, процентные ставки по кредитам по-прежнему запредельны. Реальный экономический рост просто не может начаться, пока настолько низка уверенность в будущем компаний и граждан, а власти Украины занимаются ”затыканием дыр” в бюджете перед выборами и политической борьбой.

Основные выводы для авторынков России, Украины и Беларуси

Выводы и прогнозы для автомобильных рынков трех стран носят принципиально разный характер.
Автомобильный рынок России станет показывать положительную динамику несколько позже, чем потребительский рынок в целом. Ясно, что декабрь 2009 г. и январь-февраль 2010 г. будут характеризоваться очень низкими объемами продаж и в целом затишьем на рынке. С весны начнется оживление, будут более активными сбытовая и маркетинговая активность импортеров и дилеров. Это будет своего рода начало роста ”с чистого листа” с машинами 2010 года выпуска. Как и ранее, на основании всех изложенных тенденций мы прогнозируем прирост рынка иномарок России в 2010 г. на уровне около 20%.

В Украине мы подтверждаем наш предыдущий прогноз и ожидаем прирост на уровне 40-50%, который будет достигнут в основном за счет второй половины 2010 года. И чем ниже объемы продаж в последние месяцы 2009 г., тем более реальным становится этот прогноз (результаты регистрации последних месяцев вообще не очень показательны). Однако украинский авторынок все равно окажется на уровне не более 40% от докризисного.

В Беларуси экономический прогноз на 2010 год выглядит достаточно приемлемым. Последние договоренности по Таможенному Союзу, ценам и пошлинам на нефть и газ улучшают внешние условия деятельности экономики, облегчат сбыт белорусской продукции. В целом в 2010 г. ожидается экономический рост (хотя, конечно, не на уровне 11-13%, которого хотели бы достичь белорусские власти). К сожалению, позитивное влияние этого фактора на авторынок будет минимальным в связи с кардинальными изменениями законодательных условий его работы.

Общие итоги января-ноября 2009 года по трем странам.

По итогам 11 месяцев 2009 года сокращение рынка новых иномарок к аналогичному периоду 2008 года составило в России – 52,2%, в Украине – 74,7%, объем продаж на Украине продолжает оставаться существенно ниже уровня 2006 г. В России продажи ноября 2009 года снизились относительно среднего уровня III квартала 2009 года на 4,5%, относительно октябре – на 7,1%. Отметим, что в последние недели в СМИ имела место некоторая активность со стороны импортеров с общим информационным посылом о снижении цен на отдельные модели. Это может дать результат в декабре 2009 г.


Объемы продаж новых иномарок в январе-ноябре 2006- 2009 гг. в РФ и Украине


График 4: объемы продаж новых иномарок в январе-ноябре 2006- 2009 гг. в РФ и Украине

На рынке Украины сохраняется нестабильность. Относительно неплохие результаты III квартала (рынок понемногу рос в июле-сентябре) сменились 7%-ым падением в октябре, которое продолжилось в ноябре. Это связано с общей политической и экономической нестабильностью, а также отсутствием ликвидных складов у ряда игроков. Темп падение рынка новых иномарок на Украине в ноябре оказался на уровне 70%, что обусловлено эффектом базы (в ноябре 2008 имело место сильное проседание рынка).

 Объемы продаж новых иномарок в РФ и Украине в ноябре 2009 года  относительно среднемесячного объема продаж в III квартале 2009 года.


График 5: объемы продаж новых иномарок в РФ и Украине в ноябре 2009 года относительно среднемесячного объема продаж в III квартале 2009 года.

В Беларуси по итогам января-ноября 2009 года рынок снизился на 35,2% по отношению к аналогичному периоду 2008 года. На волне ажиотажа, вызванного предстоящим повышением таможенных пошлин, рынок в истекшем месяце вырос относительно среднего уровня III квартала на 41,8% и относительно октября – на 3,8%.
Автомобильный рынок России в ноябре 2009 года в разрезе отдельных брендов.

В ноябре 2009 года благодаря акциям по ряду моделей 2009 года первое место заняла марка Hyundai (+22%), оттеснив лидера последних нескольких месяцев Kia на вторую строку (среднемесячный объем продаж стабильно выше 7000 авто). В оставшейся части ТОП-5 октябрьское статус-кво сохранилось и в ноябре: Renault (+0,4%) – 3 место, Ford (-10,3%) – 4 место и замыкает Toyota (-18,1%). С 6 по 10 позицию все марки в ноябре потеряли в продажах, при этом произошло некоторое перераспределение мест в рейтинге. Наибольшее падение было у выбывшей из первой десятки по причине отмены скидок Mitsubishi (-33,3%, на фоне уже имевшего в октябре падения на 22%), Nissan (-23,5%, окончание распродаж моделей 2009 года), Chevrolet-DAT (-19,6%) и имеющий дефицит машин Volkswagen (-11%). Марки второй десятки в ноябре «разделились» на 2 группы: те, которые сохранили, либо немного нарастили продажи октября (Skoda (+6,9%), GM-АвтоВАЗ (+3,3%), Fiat (+5,3%), Mercedes (+5,8%), BMW (+1,1%)) и те, которые существенно сократили продажи (Mitsubishi (-33,3%), Peugeot (--35,5%), Opel (-17,3%), Mazda (-13%) и отчасти Honda (-5,5%)).

Продажи в премиум-сегменте по итогам ноября 2009 года снизились на 1,4% относительно октября и составили 6326 автомобилей.

Автомобильный рынок Украины в ноябре 2009 года в разрезе отдельных брендов

Ноябрь 2009 года на Украине для большинства марок оказался весьма неудачным с точки зрения продаж. Так 15 из 20 марок показали отрицательную динамику, причем у отдельных игроков этот показатель превысил 30-40%%. В свою очередь, рост реализации зафиксирован только у тех операторов, которые продолжили распродажи и давали существенные скидки, а модели, ввезенные после окончания действия надбавки к таможенным пошлинам, выставленные без скидок рынком пока воспринимаются не очень хорошо. Данная ситуация продлится до конца распродаж, которые уже существенно сбавили свой натиск на рынок.

По итогам ноября 2009 года, несмотря на падение продаж около 20%, лидерство на Украине продолжает удерживать марка Hyundai. Следом за ней на 2 и 3 места поднялись, благодаря распродажам, Mitsubishi (-14,9%) и Volkswagen (+44%), оттеснив Kia (-35%), а также Renault-Dacia (12,5%) и Chery (-11%) на соответствующие нижестоящие места в рейтинге. Сохранившая продажи на уровне октября Skoda (+2,8%) поднялась с 10 на 7 строку, следом за ней расположилась Toyota (+12,6), обойдя прочно закрепившийся на 9 месте Nissan (-9,2%). Марка Chevrolet после успешного III квартала сократила продажи более чем вдвое и продолжает свой нисходящий дрейф в рейтинге, замыкая по итогам ноября ТОП-10.

Большинство марок второго эшелона продемонстрировали в ноябре существенную отрицательную динамику, при этом наибольшее падение продаж отмечено у Honda (-48%), Mazda (-44%), Daewoo (-36%) и Geely (-31%). Выросли продажи Ssang Yong (ввиду существенных скидок) и Mercedes.

Объем продаж в премиум-сегменте в ноябре относительно октября 2009 года сократился на 9,6% и составил 422 машины.

Читайте также:
Продажи внедорожников и SUV Great Wall бьют рекорды
23.04.2013
Продажи внедорожников и SUV Great Wall бьют рекорды
27.02.2013
Компания Nissan объявляет о сохранении доли рынка на уровне 3,9% и положительных результатах ...
«НИКО-Украина» - лидер продаж автомобилей Mitsubishi в 2012 году
04.02.2013
«НИКО-Украина» - лидер продаж автомобилей Mitsubishi в 2012 году
Пакет услуг PrecurePro: экономия на каждом километре
29.01.2013
Пакет услуг PrecurePro: экономия на каждом километре
Пять авто-предсказаний на 2013 год
26.01.2013
Пять авто-предсказаний на 2013 год
Nissan снижает цены на электромобиль Nissan LEAF
25.01.2013
Nissan снижает цены на электромобиль Nissan LEAF
Полиция Китая пересядет на электромобили BYD e6
15.01.2013
Полиция Китая пересядет на электромобили BYD e6
Компания «Еврокар» подтвердила действие сертификата ISO
28.12.2012
Компания «Еврокар» подтвердила действие сертификата ISO
Что ждет мировой авторынок в новом году
25.12.2012
Что ждет мировой авторынок в новом году
больше новостей »
Комментарии посетителей

Страхование автодилеров

Страхование автодилеров

Развитие страхового рынка в Украине и СНГ идёт примерно по одному сценарию...

Активная приемка: навстречу клиенту

Активная приемка: навстречу клиенту

Многие авторизованные автомобильные дилерские предприятия задаются вопросом: что будет, когда их любимые клиенты покинут сервис и уедут обслуживаться на свободные СТО.

Новый Citroen C4: серьезные амбиции, подкрепленные отличными знаниями

Новый Citroen C4: серьезные амбиции, подкрепленные отличными знаниями

До официального выхода на украинский рынок нового Citroen C4 осталось полтора месяца. Каким он будет? Мы узнали об этом из первоисточника: официальное представительство Citroen в Украине и его консалтинговый партнер ООО «Автоэксперт.ин.юэй» уже провели подготовку своих консультантов автосалонов.

Вас могут заинтересовать мотоспорт, автомобильный спорт на портале спортивные клубы, а также фитнес клубы Киева.
Использование материалов autoexpert.in.ua разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.autoexpert.in.ua. Материалы, отмеченные знаком "Реклама" публикуются на правах рекламы.
Разработка сайта