03.04.2013

Столетний юбилей автоконвейера

Автор: Дмитрий Мешков, все статьи автора

Столетний юбилей автоконвейера

Когда в мае 1989 концерн Вольво представил на обозрение свой новый завод по сборке автомобилей в городе Уддевалла (Uddevalla), многие наблюдатели были уверены, что дни конвейрного производства в автомобильной промышленности сочтены. Шведское новшество заключалось в том, что в сборочных цехах теперь вместо рабочих на конвейерах сборкой автомобилей занимались бригады, состоявшие из 8-12 рабочих. Каждая из таких бригад должна была полностью собирать автомобиль. Не только шведские рабочие поначалу, но и профсоюзные деятели со всего мира, мечтавшиеся освободить трудящихся от однотонного труда на конвейере, были в восторге от идеи шведских автомобилестроителей: Удевалла стал местом паломничества специалистов автоиндустрии, социологов и пр.

Но жизнь постепенно расставила все на свои места. Через 10 лет после попытки Вольво положить конец производству на конвейере шведский автоконцерн вынужден был продать свое производство грузовых автомобилей. И кому бы Вы думали? Концерну Форд, фирме, как раз и ставшей сто лет назад первой применять конвейер на сборке автомобилей.

Попытки организовать работу по типу конвейера известны издавна. Генри Форд изучал работу по разделке туш на скотобойнях еще в самом начале 20 в. Первым автомобилем, массовое конвейерное производство которого было налажено Фордом в декабре 1913 г. в Детройте, стала модель Ford-T.

Всего автомобилей этой марки было произведено более 15 млн. штук. Продать такое количество еще до начала Большой Депрессии Форду позволил именно конвейер: первоначально для сборки одного автомобиля необходимо было 12 часов, а с свведением конвейерного метода время сборки сократилось до двух с половиной. В итоге этих революционных изменений цена на Ford-T (две скорости, 20 "лошадей", 12 литров на 100 км, скорость до 70 км/ч) снизилась с недосягаемых для большинства 850 долларов в 1908 г. до 360 долларов после начала массового производства, что примерно соответствует сегодняшним 8.000 - вполне приемлемая цена для многих автолюбителей.

Критики "фордизма" обращают внимание прежде всего на однотонную работу, носящую, по их мнению, "обесчеловечивающий характер".  Большинство социологов и экономистов, однако, считают потенциал конвейера далеко не исчерпанным и считают главной не производственную составляющую, а то влияние, которое конвейерное производство оказало на жизнь цивилизованного мира за последнее столетие, - на стандарты потребления, образ жизни, уровень благосостояния и, конечно же, на характер повседневного труда. Массовое промышленное производство, в основе которого был конвейер - и не только в автопромышленности, - явился основой роста благосостояния в ндустриальных странах. В начале 20 в. оно было развернуто в Америке, несколькими годами позднее - в Европе, а с конца прошлого века массовое производство вслед за Китаем охватывает все больше развивающихся стран. В этой части мира - в Китае, Бразилии или Индии - процессы только разворачиваются.

 

Опыт Вольво и другие попытки отправить конвейер на свалку истории окончились неудачей. "Фордизм" жив и, похоже, будет жить еще долго. Однако, даже в рамках жесткой экономической модели остается место для маневра. В то время как японские автопроизводители до предела совершенствуют последовательность операций в своих сборочных цехах, на заводах Мерседес сохранились демократические традиции. Там рабочие сами выбирают себе бригадиров, которые в т.ч. организуют ротацию на рабочих местах.

Читайте также:
Как менялись светофоры с XIX века до наших дней
05.06.2014
Как менялись светофоры с XIX века до наших дней
Штутгарт – родина автомобиля.
04.06.2014
Штутгарт – родина автомобиля.
Что скрыто в логотипах известных марок автомобилей
22.05.2014
Что скрыто в логотипах известных марок автомобилей
История эволюции автомобиля за две минуты от Kіа
12.05.2014
История эволюции автомобиля за две минуты от Kіа
Citroёn Traction Avant – 80 лет
18.04.2014
Citroёn Traction Avant – 80 лет
Volkswagen Golf празднует 40-летие
31.03.2014
Volkswagen Golf празднует 40-летие
Роджер Кретон, легендарная личность Land Rover, уходит на заслуженный отдых
28.03.2014
Роджер Кретон, легендарная личность Land Rover, уходит на заслуженный отдых
10 лет подряд Mitsubishi L200 – лидер продаж в классе SUV Pick-Up
04.03.2014
10 лет подряд Mitsubishi L200 – лидер продаж в классе SUV Pick-Up
Кто изобрел светофор?
13.02.2014
Кто изобрел светофор?
больше новостей »
Комментарии посетителей
Вас могут заинтересовать мотоспорт, автомобильный спорт на портале спортивные клубы, а также фитнес клубы Киева.
Использование материалов autoexpert.in.ua разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.autoexpert.in.ua. Материалы, отмеченные знаком "Реклама" публикуются на правах рекламы.
Разработка сайта