27.02.2014

Что нужно знать о масле для двигателя вашего автомобиля?

По материалам сайта: http://uzr.com.ua

Убийца в бочке

Мотор неожиданно умер – дилер винит владельца: дескать, заливал первый попавшийся бензин и вообще не следил за состоянием машины. Но Михаил Колодочкин и профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов нашли причину.

Кому понравится, когда свежая фирменная синтетика вдруг превращается в густую черную жижу? Мотору при этом светит капиталка или вообще замена. Грустные последствия. Какова же причина? Невероятно, но ею стало фирменное масло, залитое на СТО.

Ложный след

Редакционная почта подсказала: чаще всего «болеют» машины после заливки фирменного масла из бочек, произведенной на серьезных автосервисах. Как там отбиваются от бесплатного ремонта убитых моторов? Кивают на использование некачественного топлива – раз, на попадание воды или антифриза в масло – два, на отсутствие контроля за уровнем масла – три.
Последний вариант отметается сразу: даже при очень малом количестве масла в поддоне оно не имеет права менять свои свойства столь радикально. К тому же перед глазами водителя лампа аварийного давления, помогающая уберечь мотор от работы всухую. После долива никаких последствий обычно не возникает.
Самый распространенный ход при отказе в гарантии – намек на некондиционное топливо. По мнению механиков, всему виной низкое октановое число, избыток серы или высокое содержание смол. Заметим, что всё, кроме серы, по нынешним законам неподсудно. Но мы проверим все три причины.

Топливо – оправдать!

На заклание обрекли несколько стендовых двигателей ВАЗ-2108, полностью исправных. Раздобыли 100 л дрянного топлива: октановое число всего 89,5, содержание серы свыше 800 ррm (при норме 150), смол – более 3,5 мг/дм³ (должно быть практически нулевое). Усугубили ситуацию, обеспечив маслу максимально возможный контакт с этой дрянью – отломали боковой электрод одной из свечей. Теперь часть бензина, попавшего в неработающий цилиндр, полетит прямо в картер.

1_04


Самодиагностика мотора возмущенно отреагировала «чек-энджином» – мы отвернулись. Мотор трясся и вибрировал, но выдержал! Более того, его вскрытие не выявило никаких проблем. Давление масла, конечно, немного упало, но, как только испорченную свечу заменили нормальной, стрелка вернулась на прежнюю позицию. Оно и понятно: бензин – жидкость летучая и в разогретом до рабочей температуры масле долго не живет.
Замеры физико-химических параметров (ФХП) масла тоже не поразили. Вязкость немного упала: все-таки какие-то фракции бензина в нем остались. Щелочное число чуть снизилось – с 7,8 до 7,4 мг КОН/г. Кислотное число увеличилось на 0,3 мг КОН/г. Температура вспышки упала заметно – с 224 до 203 °С. Это четко говорит о том, что бензин в масле был! Но убить его он оказался не в состоянии.
Отметим, что в реальной ситу­ации скрыть подобное издевательство над мотором не удастся: система диагностики оставит неизгладимый след в компьютере. Но чаще всего в аварийных ситуациях этих следов не обнаруживали.
Вердикт: бензин признать невиновным!

Подозревается вода

Вообще говоря, вода в масло попадает всегда! Она конденсируется из влажного воздуха, поступающего в цилиндры, и вместе с картерными газами смешивается с маслом. А вот антифриз может попасть в масло только из негерметичной системы охлаждения, причем, как правило, при остановленном двигателе. Когда он работает, давление в системе смазки выше, чем в системе охлаждения, а потому прямой путь антифризу в масло закрыт.
Проверяем. В исправный двигатель залили 3 л свежего масла, а потом бухнули туда целый литр воды. В поддоне немедленно образовалась эмульсия, а давление заметно упало. Но мотор-то работает, ничего критического не слышно и не видно. Более того, постепенно давление масла стало расти и скоро вернулось на начальный уровень: вода испарилась, масло восстановило исходное состояние. Вскрытие не выявило никаких ужасов, изменения ФХП также в пределах погрешности. Снимать с гарантии под этим предлогом – технически неграмотно!

2_06


Повторили опыт, заменив воду антифризом. И опять двигатель выжил. Конечно, если пойти на принцип и очень долго ездить с пробитой прокладкой головки цилиндра, постоянно доливая антифриз в бачок, то в итоге можно добить и масло, и мотор: в последнем накопятся следы испорченного этиленгликоля. Итог – увеличение вязкости масла, рост загрязненности. Но это крайний случай наплевательского отношения к машине, который не смог бы остаться незамеченным при диагностике.
Мы же хулиганили до конца и заставили мотор поработать пару часов на антифризе вместо масла. Вскрытие показало настоящие сталактиты грязи, висящие на стенках картера, и лужу черной грязи в поддоне. Но вляпаться в такую ситуацию на практике нереально, и масло тут уж совсем ни при чем.
  Вердикт: охлаждающая жидкость ни при чем!
Но что же тогда?

Ага, попался!!!

Все попытки блюстителей гарантии подставить под удар невиновных мы отбили, причем не рассуждениями, а результатами реальных экспериментов. Но в почти любом детективе действуют неприметные фигуры, которые и оказываются главными злодеями.
Первого «сдали» специалисты-масленщики. По их мнению, резкое повышение вязкости можно связать с быстрой полимеризацией определенных компонентов пакета загущающих присадок – из-за объемного перегрева. Неслучайно некоторые производители масел вдруг стали давать на семинарах четкую рекомендацию: если было перегрето – срочно заменять.
Перегреть масло? Это мы запросто! Отключили внешний обдув двигателя и подобрали подходящий режим работы. Кстати, в отличие от большинства автомобилей, в нашем температура масла в поддоне постоянно выводится на панель управления. Вот она поднялась градусов на двадцать-двадцать пять, ждем…
Два образца масел отработали нормально, выдержав и это. А вот третье вдруг стало заметно густеть, в емкости для слива вскоре собрался тот самый «гудрон», который мы наблюдали на стенках убитых моторов. На внутренней поверхности блока и на боковых поверхностях поршней загрязнений тоже обнаружили значительно больше, чем обычно. И повышенный угар, и падение щелочного числа – всё налицо!
Так, одного повязали. Но особой радости при этом не испытали. Как владельцу обыкновенной машины отследить реальную температуру в поддоне? Ведь только на спортивных машинах есть такой датчик, да и то не на всех. Надежда только на производителей масел: они должны испытывать свою продукцию, провоцируя подобные ситуации!3_01

А второй злодей все время был на виду – по законам жанра! Когда-то его обнаружил один из читателей ЗР, заметивший в купленной канистре крутого масла непонятный осадок. Тогда на наш запрос технический специалист представительства этой фирмы отреагировал мгновенно:
«Настоящим сообщаю, что в моторных и трансмиссионных маслах допускается присутствие незначительного количества осадка. Он может быть вызван... ассоциацией мелкодисперсных частиц катализатора, имеющих размер меньше, чем поры заводского фильтрующего элемента. Эти осадки... могут иметь цвет вплоть до черного. Встречаются редко и, как правило, только в тех партиях масла, которые были изготовлены сразу после перезагрузки свежего катализатора в аппарате. На эксплуатационные характеристики товарного масла влияния не оказывают... в процессе работы вновь переходят в мелкодисперсное состояние».
Иными словами, один из главных мировых производителей масел признался в возможности нарушения технологии производства. Но спасибо за подсказку! Напоминаем: катализатор используют для управления реакциями, протекающими при получении базового гидрокрекингового масла. В готовом продукте он может остаться только из-за некачественной фильтрации. И именно он ускоряет неконтролируемое окисление масла, способное вызвать его смерть!
Что же, мы раздобыли гранулы катализатора, измельчили их до размера упомянутых выше «мелкодисперсных частиц», смешали с хорошей синтетикой 5W-30 – и через полчаса увидели: вот он, зловредный осадок! Затем залили это масло в очередной подопытный мотор и начали цикл. Через двадцать часов давление упало, а масло на щупе стало заметно гуще. Уже через 40 моточасов испытаний давление совсем исчезло. Убийца найден!
Вскрытие, обмер, осмотр. Первое, что бросилось в глаза: из исходных 4 л масла в подставленную емкость вылилось от силы полтора. И это за «пробег», эквивалентный меньше чем 3000 км реального! Цвет жутковато черный. А давление упало потому, что основная часть порошка осела в каналах и практически закупорила систему смазки.
Для порядка – анализ ФХП масла, поработавшего с «безвредным» порошком. Вязкость, изначально составлявшая 11,2 сСт при 100 °С, увеличилась до 17,9 сСт. То есть масло, изначально пребывавшее в классе SAE-30, перескочило в SAE-50. Кислотное число увеличилось более чем на 2,5 мг КОН/г. Напомним, что в последней ресурсной экспертизе за 180 моточасов образцы масел увеличивали свою кислотность всего на 0,75–1,0 мг КОН/г! А это при комнатной температуре не хотело стекать со стенок – такого мы еще не видели. Итак, «безвредный» порошок катализатора за короткое время угробил масло и мотор. Да так, что даже капиталка ему не поможет.
Конечно, для ускорения эксперимента мы ввели достаточно много зловредного порошка. Но вспомните: большинство случаев гибели моторов происходило при заправке бочковым маслом на СТО! И если в тару изначально было залито грязное, плохо отфильтрованное масло, то по полной программе достанется тому, кто хлебнет пайку со дна, где уже не масло с осадком, а, скорее, осадок с маслом.

Обвинительное заключение

Вы не услышите от нас призыва не покупать масел фирм А, В и С и раскупать масло фирмы D, потому как оно никогда не «болеет». Мы не стрелочника искали, а исследовали проблему. К тому же 10 000 машин могут счастливо ездить на масле фирмы А, а вот 10 001-я попадет в неприятную ситуацию.
Надеемся, что производители масел внимательно изучат наши выводы. Мы выявили только две причины беды, но сколько их еще? Пока же рекомендуем воспользоваться «методами самообороны», которые помогут в критической ситуации спасти двигатель. А в ходе одной из ближайших экспертиз мы отдельно проанализируем устойчивость масел к вскрытым нами злодействам.

Методы самообороны: теория и практика

Хотя бы раз в неделю проверяйте уровень и состояние моторного масла по щупу. Резкое увеличение его расхода, а также внезапное разжижение либо, наоборот, загустение – признак серьезной опасности! Применять сравнительный метод желательно при одинаковой температуре. Понятно, летом это проще. Зимой же лучше использовать капельный метод (см. Капельная проба).
Купив канистру масла, дайте ей постоять некоторое время и убедитесь в отсутствии осадка. Обычно его можно увидеть благодаря прозрачной мерной полоске на канистре.
Старайтесь не перегревать двигатель! Помните, что объемный перегрев масла наиболее вероятен летом, при долгих сто­яниях в пробках либо в дальних скоростных перегонах. В этих условиях проверяйте масло чаще.

Капельная проба

На любую пористую бумагу (оптимально – кусочек фильтра для кофеварки или хотя бы кусочек газеты) с масляного щупа холодного двигателя капните капельку масла. Если она быстро расплывется по бумаге, образовав несколько концентрических кругов, то масло живое. А вот если оно не захочет растекаться и останется черной каплей в месте падения – срочно заменять!

Теги: автомобиль, двигатель, масло

Читайте также:
Как разморозить заледеневший автомобиль
14.11.2016
Как разморозить заледеневший автомобиль
5 советов для водителей зимой
21.12.2015
5 советов для водителей зимой
Как сделать так, чтобы ваш автомобиль не угнали
17.03.2015
Как сделать так, чтобы ваш автомобиль не угнали
Украинские водители все больше отдают предпочтение газу вместо бензина
12.03.2015
Украинские водители все больше отдают предпочтение газу вместо бензина
В Украине появилось мобильное руководство по эксплуатации автомобилей Nissan
11.03.2015
В Украине появилось мобильное руководство по эксплуатации автомобилей Nissan
Как увеличились цены на летнюю резину?
11.03.2015
Как увеличились цены на летнюю резину?
Что следует сделать, чтобы ваш аккумулятор служил дольше?
11.03.2015
Что следует сделать, чтобы ваш аккумулятор служил дольше?
Как сделать так, чтобы ваш автомобиль не стал легкой добычей угонщиков
10.03.2015
Как сделать так, чтобы ваш автомобиль не стал легкой добычей угонщиков
Эксперт - о будущих ценах на топливо
07.03.2015
Эксперт - о будущих ценах на топливо
больше новостей »
Комментарии посетителей
04.06.2013 Ribl
А как определяли температуру вспышки?

Турбина с изменяемой геометрией

Турбина с изменяемой геометрией

Турбина с изменяемой геометрией избавила дизельный двигатель от пресловутой «турбоямы». Идея, заложенная в конструкцию, настолько проста, что могла бы прийти в голову даже школьнику...

Дизельный двигатель: экологическая эволюция

Дизельный двигатель: экологическая эволюция

Техника продолжает развиваться быстрыми темпами. Дизельный двигатель, который всегда подкупал своей простотой, оброс новыми компонентам и превратился в высотехнологичный агрегат. Зачем все это? Задумайтесь над следующим фактом: с 1990-х годов отработанные газы дизельного двигателя стали на 90% чище! Инженеры прилагают огромные усилия для защиты нашего здоровья, давайте посмотрим, что для этого было разработано в последнее время. 

Что такое «квадратный» двигатель?

Что такое «квадратный» двигатель?

Часто ли Вам приходилось, изучая характеристики автомобиля, отмечать для себя непонятные, и, соответственно, ненужные на первый взгляд данные? Думаю, да :) Что Вы, например, думаете о таких параметрах двигателя, как «ход поршня» и «диаметр цилиндра»? Наверное, что это размеры для особо одаренных конструкторов, или... это просто размеры. Оказывается, эти параметры могут многое рассказать о двигателе. Очень многое!

Анатомия автомобиля [4]: топливный фильтр

Анатомия автомобиля [4]: топливный фильтр

Продолжая анатомическую тему строения автомобиля, нам нужно найти объект сравнения для топливного фильтра, именно о нем и о симптомах его заболеваний пойдет речь  в этой статье.

Нужно ли прогревать двигатель зимой?

Нужно ли прогревать двигатель зимой?

Мы любим свои машины и выражаем искреннее желание заботиться о них. Для этого зимой многие из нас прогревают двигатель перед поездкой, считая, что так для него лучше. Действительно ли это так?

В чем преимущества дизельного двигателя?

В чем преимущества дизельного двигателя?

Рост цен на горючее, и в особенности на дизельное топливо, давно привлекает всеобщее внимание, и вокруг дизельных технологий не стихают споры. В то же время сторонники "дизеля" приводят ряд аргументов в его пользу.

Анатомия автомобиля [1]: воздушный фильтр двигателя

Анатомия автомобиля [1]: воздушный фильтр двигателя

Двигатель дышит много и воздух ему жизненно необходим. Обепечив двигателю чистый воздух. вы не только увеличите его мощность, сэкономите топливо, но и продлите ему жизнь  

Что значит цвет дыма из выхлопной трубы?

Что значит цвет дыма из выхлопной трубы?

В идеальном случае мы вообще не должны обращать внимание на дым из выпускной трубы, но иногда его просто невозможно не заметить. Белый, черный или голубоватый дым еще не означает автоматически, что с двигателем что-то случилось, но иногда очень полезно знать, о чем он нам говорит.

Свеча накаливания: устройство и принцип действия

Свеча накаливания: устройство и принцип действия

В дизельном двигателе в отличие от бензинового не используется свеча зажигания. Топливо в камере сгорания воспламеняется за счет повышения температуры воздуха, который сжимается во время движения поршня вверх. В холодную пору года используется вспомогательное устройство для прогрева камеры сгорания - свеча накаливания. Она включается в работу сразу же после включения зажигания. Современной свече накаливания нужно менее 2 секунд для полного разогрева!

Вас могут заинтересовать мотоспорт, автомобильный спорт на портале спортивные клубы, а также фитнес клубы Киева.
Использование материалов autoexpert.in.ua разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.autoexpert.in.ua. Материалы, отмеченные знаком "Реклама" публикуются на правах рекламы.
Разработка сайта