03.05.2013

Рикши, тук-туки и Рики-Тики-Тави.

Автор: Инна Кравцова, все статьи автора

Спросонья грохот показался оглушительным. В ужасе я вскочила с постели и одним прыжком очутилась у окна: «Цунами?!!!» Ох уж эти экзотические страны! Живи в постоянном страхе! К счастью, всё обошлось, океан был спокоен. Но шум на крыше не прекращался. Что же это такое, может быть, обезьяны дерутся?

 Утром на рецепшн администратор объяснил с добродушной улыбкой: 

- Нет, мадам, у нас здесь нет диких обезьян, это, скорее всего, были мангусты.

- А-а-а..., Рики-Тики-Тави!... Ну здравствуй, Шри-Ланка, - про себя подумала я, - здравствуй, страна чая, слонов и тук-туков.

Мне всегда хотелось покататься на тук-туке, трехколесной то ли машинке, то ли мотоколяске, прозванной так за шумный малолитражный двигатель. Я с завистью слушала рассказы друзей, которые по возвращению из Таиланда хвастали, что пользовались услугами моторикши. Но, оказавшись в Азии, я сначала решила немного побыть «шпионом» и понаблюдать за непривычным транспортом.

Вот таксист везет с рынка весьма упитанную даму в сари, все сидения завалены сумками с продуктами.

Вот папа забирает из школы детишек. Их у него четыре или пять? Все, как один, в белоснежной форме, беленьких носочках и кроссовочках и с лучезарными белозубыми улыбками.

На противоположной стороне дороги молодые парни, пренебрегая безопасностью, свесились за разрисованный борт тук-тука и прямо на ходу кадрят девчонок. Странно, откуда такая громкая музыка в их «крутой» тачке? А-а-а! На полу под ногами водителя прикручены колонки. О! А вот тук-тук - хлебная лавка. Куда ни посмотришь, везде эти мотоколяски. «У нас на Шри-Ланке, пожалуй, даже слишком много тук-туков, - признался гид на экскурсии, - они просто заполонили дороги».

Первое впечатление от езды по улицам страны: «Караул!!! Остановите, я сойду!!!» После своего ухода английские колонизаторы оставили в наследство ланкийцам не только однотипные фабрики чая по всей стране, а и дороги с левосторонним движением, очень узкие и извилистые. Эх! Не позаботились жители Британии о благе будущих туристов Цейлона! А зря! Сегодня этими узенькими улочками вынуждена ездить тьма-тьмущая всякой бюджетной автомототехники. По собственному опыту езды на праворульной Хонде Прелюд, а было это в далеких девяностых, я помню, что быть водителем «неправильной» машины отнюдь не сложно. Главное - ощущать габариты автомобиля и не путать дворники с переключателями поворотов. Что касается «зеркальных» шри-ланкийских правил дорожного движения, с ними оказалось не все так просто. Я так и не привыкла к местным правилам обгона, дорожным развязкам, и постоянно путала дверь водителя автобуса со входной. Удивительно, что, несмотря на кажущуюся путаницу, несоблюдение правил, отсутствие всяческих систем безопасности, аварий на Шри-Ланке мало. Присущие жителям страны качества, доброта, уступчивость и вежливость, спасают их от конфликтов во время движения. Водители подрезают редко, могут  спокойно со скоростью 30 км/час караваном тянуться за тихоходом-скутером. Любезные ланкийцы предупредительны и в прямом, и в переносном смысле слова. Обгоняешь, предупреди сигналом о своем приближении, пошел на двойной обгон в закрытом повороте, дуди погромче, и встречный транспорт (дай Бог) услышит, и самому не так страшно будет. Помирать, так с музыкой! Шум на улицах стоит неимоверный, представляю, каким редкостным удовольствием является жить рядом с загруженной трассой! Пешеходы дисциплинированностью тоже не блещут. Захотел гражданин перейти улицу, поднял руку навстречу машине: «Стоп !» - и не важно ему, что здесь ходить не положено.   

Но в доброй Шри-Ланке есть и свои агрессоры на дорогах. Как ни странно, это - автобусы! В каше из машин, тук-туков, малолитражных мотоциклов и скутеров бусы (местные и мэйд ин Индия) отличаются особо дерзким поведением.

Автобусам предоставлено преимущественное право проезда, и они этим бессовестно пользуются. Быть пассажиром порой очень даже страшно. Вторые по наглости - малолитражные мотоциклы, а вот тук-туки - самые  робкие и незащищенные. Колесики-то маленькие, а затянутый брезентом верх создаёт лишь иллюзию безопасности. Хоть бы какие-нибудь дуги на уровне колен пассажиров поставили! Тем не менее, местные жители отважно носятся на трехколесных машинках. С загрузкой «четверо взрослых» 40 км/ час индийский тук-тук самой распространенной недорогой марки BAJAJ идет без напряжения, потребляя при этом 1 литр самого дешевого 90-го бензина на 30-35 км. Что касается дизельных вариантов, им литра хватает еще на большее расстояние, на 38-43 км. Моторчики 150-220 и даже 400 кубических см на практике оказались не такими уж и шумными, как ожидалось. Приятно, что в движении тук-тук вполне устойчив и облагает очень важным преимуществом перед автомобилем, в нем – не жарко.

Жители солнечной тропической Шри-Ланки, видимо, сознательно игнорируют нейтральные цвета для мотоколясок. Тук-тук унылого бежевого цвета попался на глаза лишь однажды.

Черные, как правило, берут под «продвинутый» тюнинг. Хромированные закорлюки на декоративной перегородке между водителем и пассажирами черный цвет оттеняет, как нельзя лучше. На таких «тачках» ездят настоящие стиляги. В целом же, в фаворе у местного населения яркие цвета, красный, синий, зеленый. Покажи мне твой тук-тук, и я скажу, кто ты. Неопрятных «рабочих лошадок» очень мало. «Кормильцев» принято холить, нежить и лелеять, а еще, бесконечно латать, ведь стоят мотоколяски отнюдь не копейки. Драконовские пошлины на импортные автомобили привели к тому, что БМВ, Мерседес, Ауди, Лексус на Шри-Ланке встретишь крайне редко. Неудивительно, что тюнинг тук-туков  при этом цветет пышным цветом. Пластмассовые цветы, бахрома, флаги, разноцветные наклейки, значки и даже аэрография. Причем, сразу видно, на кого бизнес моторикши ориентирован.

Ну почему бы славянину гордо не прокотиться в мотоколяске с флагами Украины, России и Шри-Ланки? Тем более, что хозяин этого тук-тука помнит о нашей победе в Великой отечественной войне. Хорошо, что не написал «спасибо деду за победу». «Китч»,- скажете.  Но ведь это так искренне, так от души вывешивать внутри кэба картинки с изображениями Будды, святых мест, фото своих детей. Тюнинговая мастерская в шри-ланкийском исполнении - это крошечный гаражик, где отсутствие всяческого специализированного оборудования компенсируется наличием «золотых» рук и таланта у какого-нибудь местного Кулибина. Не менее колоритно выглядит автосалон по продаже тук-туков по-шри-ланкийски. Найти его оказалось нелегким делом. Выделив целый день на посещение автомагазина, мы уверенно двинулись к группе тук-тук-таксистов, которые денно и нощно  дежурили перед входом в отель.

Повез нас сухонький, с лицом сморщенным, как печеное яблочко, водитель по имени Мангала :

- Нам нужно в магазин новых тук-туков. Понял?

- Понял.

Доставляет он нас в магазин, но не тук-туков, в обычный, продуктовый, куда привык  туристов из отеля возить. Подвел к двери:

- Вот!

- Нет, ты не понял, нам новые тук-туки нужны.

Вы бы видели, как он удивился! Вокруг тут же собрались зеваки и «помощники». Сопровождаемые толпой мы долго ходили по городу пока не оказались у магазина, который проводил розыгрыш нового тук-тука, и желанный приз был выставлен перед входом.

Потом той же шумной компанией мы пришли на заправку с площадкой для продажи мотоколясок. Ничего даже приблизительно похожего на автосалон мы в Калутаре так и не нашли.

Не передать, с каким деловым, просто таки правительственным видом владелец заправки делился  информацией о технических данных мотоколясок. Вот уж где поверишь, что на Шри-Ланке осталось негласное деление на касты. Господин Джанака , наверняка, выходец  из самой важной и глубокоуважаемой касты. Он сразу же заявил, что продает самые лучшие и дорогие из тук-туков, причем, называть их велел не иначе как «three-wheеlers».

Это итальянские дизельные «PIAGGIO», которые собирают в Индии. Разработаны  трехколесные машинки исключительно для экспорта в Азию и выпускаются в пассажирском и двух грузовых вариантах кузова. По сравнению с бюджетными тук-туками Bajaj c их 150 и 220 кубовыми одноцилиндровыми моторчиками, на  Piaggio стоит дизельный «моторище» 395 кубиков. Он на одну полноценную лошадиную силу мощнее простенького «собрата». Конструкторы втиснули в Рiaggio аж 8лошадок!!! Большой плюс этой мотоколяски - это приличная грузоподъемность. При собственном весе 438кг версия, предназначенная для малого и среднего бизнеса, может увезти на борту до 537 кг(!), а пассажирский вариант – 405кг, что эквивалентно четырём толстым русским туристам или шестерым шри-ланкийцам с сумками. Что касается самого популярного у местного населения тук-тука Bajaj, мотоколяски классом ниже, он имеет грузоподъемность от 300 до 325 кг. Так что, мои комплименты Piaggio! Отличные потребительские качества для маленькой экономичной машинки максимальной стоимостью 3680 долларов! Новый Bajaj продается дешевле, меньше, чем за 3000 долларов.  Но для простого ланкийца и это – астрономическая сумма. Поэтому процветает вторичный рынок. Наш новый друг из местных, Лакмаль, признался, что очень хотел бы купить тук-тук, но еще не может позволить себе такую роскошь.

А теперь немного арифметики: таксист свозил нас троих в Калутару, туда и обратно примерно 15 км, ходил с нами повсюду, ждал 2 часа. И все это за 4 доллара. Такса для местных в два-три раза меньше. Вряд ли наш Мангала в день делает больше 2-3 «ходок». Вырученных денег ему хватает, чтобы кормить свою большую семью и заправлять мотоколяску. Штрафы тоже копеечные. Сунув гаишнику 200 рупий (1, 6 $), по словам нашего таксиста, можно отмазаться от мелкого и даже среднего правонарушения. Поэтому ни двойная сплошная, ни ограничительные знаки местным - не указ. Что поделать, развратила народ Госавтоинспекция! Отсюда - хаос, неразбериха и шум на улицах Демократической Социалистической республики Шри-Ланки. Хорошо еще, что практически вся  техника здесь маломощная, на такой особенно не погоняешь, да и прибрежные города, плавно перетекающие один в другой, не оставляют шансов полихачить.

(платная скоростная автотрасса)

Напоследок совет: отправляясь в эту теплую экзотическую страну, помните, что максимальная скорость езды в городской черте - 40 км/час, платных скоростных трасс очень мало, а в горах дороги узкие и извилистые. Поэтому утомительные переезды займут у вас намного больше времени, чем принято планировать, раза в полтора - в два больше. Но не стоит отказываться от экскурсий, иначе всей экзотики не увидите. Хороших вам эмоций в стране приветливых людей, которые совсем недавно пережили ужасное цунами и изнурительную гражданскую войну, но при этом не потеряли оптимизма и не забыли, как это улыбаться!

P.S.   Знаете, о чем я подумываю сейчас? Как бы перевезти в Украину из Индии, где их производят, или из Шри-Ланки какой-нибудь яркий  тук-тук? Вряд ли ввозная пошлина будет большой. Только вот какой покупать: маленький грузовичок Piaggio, экономичную машину-мечту для мелкого бизнеса и курьерской доставки, или открытый пассажирский Bajaj, чтобы на дачу ездить? Представляю, как еду я на нем по Kрещатику, легкий  ветерок…, я - вся красивая такая……, да народ головы посворачивает! Всё. Надо брать. 

Читайте также:
Honda создала первый «бесконечный» ролик на YouTube
09.04.2015
Honda создала первый «бесконечный» ролик на YouTube
Скорость, технологии, драйв: BMW в пятой части фильма "Миссия невыполнима"
25.03.2015
Скорость, технологии, драйв: BMW в пятой части фильма "Миссия невыполнима"
«Пиксели»: в новой фантастической комедии Sony Pictures автомобили MINI спасут мир.
24.03.2015
«Пиксели»: в новой фантастической комедии Sony Pictures автомобили MINI спасут мир.
Где образовывались самые большие автомобильные пробки в истории (фото)
12.03.2015
Где образовывались самые большие автомобильные пробки в истории (фото)
Удивительные суперкары известных мировых брендов (фото)
12.03.2015
Удивительные суперкары известных мировых брендов (фото)
Nissan - первый автопроизводитель, использующий флуоресцентную эмаль
18.02.2015
Nissan - первый автопроизводитель, использующий флуоресцентную эмаль
Женщины. Изобретения. Автомобили
16.02.2015
Женщины. Изобретения. Автомобили
Автобус и спорткар. Кто быстрее? (видео)
07.02.2015
Автобус и спорткар. Кто быстрее? (видео)
Автобус-амфибия. Вот как просто можно решить проблему левого и правого берега!
31.01.2015
Автобус-амфибия. Вот как просто можно решить проблему левого и правого берега!
больше новостей »
Комментарии посетителей
16.04.2013 Катерина
Прекрасная статья! Я, кажется, тоже захотела себе тук-тук!))) Уж очень аппетитно его описывает автор материала! ХОЧУ БОЛЬШЕ ТАКИХ РЕПОРТАЖЕЙ!
Вас могут заинтересовать мотоспорт, автомобильный спорт на портале спортивные клубы, а также фитнес клубы Киева.
Использование материалов autoexpert.in.ua разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.autoexpert.in.ua. Материалы, отмеченные знаком "Реклама" публикуются на правах рекламы.
Разработка сайта