10.06.2013

Клубы автомотолюбителей в Германии

Автор: Дмитрий Мешков, все статьи автора

 

Одной из форм обьединения водителей-непрофессионалов в Германии являются автомотоклубы - общественные организации, призванные представлять и защищать самые разнообразные интересы автолюбителей, но прежде всего - облегчать им жизнь на дорогах.

 

Таких обьединений в Германии довольно много - клубов с количеством членов 100 тысяч и более сетевой поисковик находит по меньшей мере шесть. Не исключено, что действительное их число может оказаться и большим. Обращает на себя внимание, насколько неравномерно распределены обладатели немецких прав на вождение легкового автомобиля (более чем 60 млн. на 2008 г.) между крупнейшими немецкими автоклубами. В то время, как самый многочисленный из них - "Общенемецкий автомобильный клуб" (Allgemeine Deutsche Automobil-Club, ADAC, http://www.adac.de) насчитывает в своих рядах более 17 млн. членов, остальные пять самых крупных, заметно отставая, обьединяют в своих рядах от 100.000 до чуть более одного миллиона членов каждый.

 Логотип Общенемецкого автомобильного клуба (Allgemeine Deutsche Automobil-Club, ADAC)

Для общего представления о традиционных направлениях работы немецких клубов автолюбителей остановимся подробнее на деятельности трех из них. Конечно же, нам не удастся обойти вниманием наиболее известный и влиятельный ADAC. Во-вторых, нельзя забывать и о старейшем из всех ныне существующих "Автомобильном клубе Германии" (Automobilclub von Deutschland, AvD, https://www.avd.de/), обьединящем на сегодня более миллиона автолюбителей, организовавшем в 1900 г. первую международную автомобильную выставку во Франкфурте-на-Майне, известную и поныне как IAA. И, наконец, присмотримся повнимательнее к "Автоклубу Европа" (Auto Club Europa e.V., ACE, http://www.ace-online.de/), который со своими 550.000 членами на сегодня входит в тройку самых многочисленных в Германии.

 

Причины доминирования ADAC среди автоклубов следует искать в прошлом. Основанный как клуб мотоциклистов в 1903 г. в Штуттгарте, он к моменту прихода Гитлера к власти в 1933 г. уже обьединял 115 тысяч автолюбителей в 1.400 местных кружках. Старейший клуб AvD был основан четырьмя годами ранее, еще в 1899 г., но с приходом к власти нацистов изменил профиль своей деятельности таким образом, чтобы избежать насильственного обьединения в единый немецкий автоклуб под контролем нацистов. Хотя ADAC в годы Третьего Рейха формально и не существовал, но нацисты во многом сохранили и использовали его инфраструктуру и кадры, что позволило этому клубу быстрее восстановиться в послевоенный период. Более "старый" AvD, напротив, пришлось восстановливать почти заново, в 1948 г. количество его членов составило всего лишь 480 человек. Благодаря своей довоенной популярности он быстро развивался, приняв в начале 1950-х в свой состав уже 4-тысячного члена, а в начале 1970-х годов - обьединял уже 500 тысяч автолюбителей. Но все же AvD заметно отставал по количеству членов от ADAC: миллионная отметка была достигнута им лишь к началу 1990-х, а это значит, что и финансовые возможности старейшего клуба были заметно скромнее. "Автоклуб Европа", в отличие от ADAC и AvD, не может похвастаться такой долгой историей. Он возник в 1965 г. по инициативе общенемецкой Федерации профсоюзов и до середины 1990-х гг. оставался клубом только для членов профсоюзов.

 

К числу главных услуг, которые предлагают большинство клубов своим членам, относится помощь на дорогах. Крупные клубы в части оказания помощи при технических неполадках покрывают всю территорию Федеративной Республики, крупнейшие из них располагают собственным штатом техников и многочисленным парком специальных автомобилей. Вызов техпомощи, где бы Ваш автомобиль не остановился - в населенном пункте или на автобане, -  осуществляется по круглосуточным телефонным горячим линиям. Там, где клубных автомобилей скорой технических помощи поблизости не оказалось, помогают фирмы-партнеры, с которыми клубы заключают договора. По такому пути пошел, например, "Автоклуб Европа", заключивший договора с более чем 500 малыми ремонтными предприятиями. Сочетание собственных техслужб и услуг фирм-партнеров позволяют автоклубам гарантировать мобильность своих членов - техпомощь или эвакуатор прибывают на место происшествия как правило в течение 30 минут после вызова. Конечно же, случаются и такие дни, когда служба техпомощи перегружена, например, в морозные дни, когда стартовая помощь требуется одновременно многим водителям. Но и в таких условиях время ожидания остается приемлемым.

 

Как самый крупный клуб, ADAC может даже похвастаться собственным вертолетным парком для вывоза потерпевших с места происшествия. На основании статистики технических неполадок каждый из клубов публикует годовые отчеты с рейтингами надежности автомобильных основных производителей. Наибольшим доверием, конечно же, пользуются аналитика ADAC, составленная по итогам около 3 млн. выездов, которые осуществляет этот клуб ежегодно (для сравнения: "младшие" коллеги выполняют лишь 100-200 тысяч выездов техпомощи в год).

 

Автомотоспорт и техпомощь являлись главными задачами автоклубов с момента их основания на рубеже 19 и 20 веков. Но за последние десятилетия ведущие обьединения автолюбителей Германии стали не только влиятельными защитниками и выразителями интересов автовладельцев, к которым вынуждены прислушиваться и политики, но и превратились в крупнейшие предприятия по предоставлению страховых, финансовых и экспертных услуг. 

 

Почти все автоклубы предоставляют услуги по организации туристических поездок, причем не только тем, кто путешествует на собственном автомобиле. Как правило, в клубных центрах можно забронировать место в отеле, получить консультацию по состоянию дорог, правилам дорожного движения за пределами Германии, оплатить дорожный сбор, например, для Австрии, если маршрут путешествия пролегает через эту страну.

 

ADAC доминирует в области типографической продукции. Изданием собственного журнала, распространяемого среди членов клубов, пожалуй, никого не удивишь, а вот тем разнообразием атласов, путеводителей и другой печатной продукции, которую ежегодно выпускает в свет собственное издательство ADAC, -  может похвастаться только этот клуб. Число предлагаемых страховых услуг у тройки клубов уже давно вышло за узкие рамки страхования транспортных средств и ответственности участников движения. Среди предлагаемых страховых продуктов - страхование здоровья для членов клуба и их семей, страхование от несчастного случая внутри и за пределами страны, страхование на случай необходимости юридической помощи и многое другое. Многие страховые услуги по соотношению качество-цена действительно привлекательны и является важным фактором по привлечению новых членов. Но кроме этого они являются одним из важнейших источников клубных доходов. Даже у небольшой по размерам группы предприятий, обьединенных под маркой "Автоклуб Европа", годовой оборот, по их собственным данным, составляет 75 млн. евро, а годовой оборот ADAC оценивается в несколько миллиардов евро.

 

Немецкие автоклубы активно используют накопленный опыт и знания в области тестирования автомобилей и запчастей. К каждому сезону проводятся испытания шин, детских кресел и т.п. разных производителей. AvD известен своими внезапными или скрытыми проверками качества услуг в автомастерских по всей Германии. ADAC, провозгласивший пассивную безопасность пассажиров одним из главных своих приоритетов, много лет подряд проводит в собственных лабораториях крэш-тесты, с результатами которых можно ознакомиться в клубном журнале или на сайте. Низкий уровень безопасности пассажиров, выявленный в результате этих проверок, кстати, до сих пор не позволяет китайским производителям закрепиться на немецком рынке.

 

Активная воспитательная работа среди водителей выражается в разработке дополнительных курсов для водителей, а также в широкой разьяснитльной работе в среде молодежи. Сокращение численности жертв дорожно-транспортных происшествий в Германии за последние 40 лет с 20 до менее 5 тыс. при возросшей интенсивности движения, несомненно, во многом является заслугой деятельности немецких автоклубов.

 

Сумма годовых взносов (простое членство) колеблется в рамках 30-45 евро. Студенты и новые члены получают как правило скидку, а за дополнительные 10-15 евро в год можно включить в число членов супруга, друга или подругу. Наиболее дифференцирована система членства у ADAC, который, с одной стороны, предлагает бесплатный первый год для начинающих водителей, а с другой - в рамках членства "премиум-класса" распространяет стандартный набор услуг на всех членов семьи и предоставляет привычный набор услуг по всему миру, включая, например, эвакуацию в Германию при несчастных случаях в пути.

 

Автор вот уже почти 10 лет является членом одного из немецких автоклубов. За все это время пришлось трижды обращаться за помощью. Одним субботним вечером на автобане неподалеку от Кельна помощь в виде эвакуатора подоспела примерно через 30-40 минут после звонка в аварийную службу. Автомобиль был поставлен у ворот "моей" мастерской примерно в 40 км от места поломки. Водитель и пассажир были затем доставлены домой. Годом позже, когда на окраине Варшавы в старом Гольфе полетели тормозные колодки, помощь пришлось ожидать значительно дольше. Примерно через 2 часа после первого звонка в аварийную службу последовал ответ, что польские партнеры автоклуба уже где-то в пути. Но нами был выбран другой вариант: решено было воспользоваться услугами оказавшейся поблизости автомастерской. Автоклуб впоследствии оплатил предьявленный счет за проведенные польскими механиками работы. И, наконец, однажды морозным декабрьским утром, когда не завелась стоявшая у дома машина, девушка на "горячей линии", сославшись на большое количество обращений, сообщила, что ожидать помощи, возможно, придется около 1,5 часов. Как оказалось, это была всего лишь перестраховка, так техпомощь прибыла уже через три четверти часа.

Д. Мешков.

Читайте также:
Как менялись светофоры с XIX века до наших дней
05.06.2014
Как менялись светофоры с XIX века до наших дней
Штутгарт – родина автомобиля.
04.06.2014
Штутгарт – родина автомобиля.
Что скрыто в логотипах известных марок автомобилей
22.05.2014
Что скрыто в логотипах известных марок автомобилей
История эволюции автомобиля за две минуты от Kіа
12.05.2014
История эволюции автомобиля за две минуты от Kіа
Citroёn Traction Avant – 80 лет
18.04.2014
Citroёn Traction Avant – 80 лет
Volkswagen Golf празднует 40-летие
31.03.2014
Volkswagen Golf празднует 40-летие
Роджер Кретон, легендарная личность Land Rover, уходит на заслуженный отдых
28.03.2014
Роджер Кретон, легендарная личность Land Rover, уходит на заслуженный отдых
10 лет подряд Mitsubishi L200 – лидер продаж в классе SUV Pick-Up
04.03.2014
10 лет подряд Mitsubishi L200 – лидер продаж в классе SUV Pick-Up
Кто изобрел светофор?
13.02.2014
Кто изобрел светофор?
больше новостей »
Комментарии посетителей
Вас могут заинтересовать мотоспорт, автомобильный спорт на портале спортивные клубы, а также фитнес клубы Киева.
Использование материалов autoexpert.in.ua разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.autoexpert.in.ua. Материалы, отмеченные знаком "Реклама" публикуются на правах рекламы.
Разработка сайта