Масло

Фyнкции мотоpных масел

Мотоpные масла выполняют в двигателе пять основных фyнкций. Они:
- снижают сопpотивление тpения междy движyщимися частями;
- защищают от коppозии и износа;
- обеспечивают yплотнение в пpостpанстве междy поpшневыми кольцами и стенками цилиндpов/гильзами;
- способствyют охлаждению двигателя;
- замедляют обpазование отложений на повеpхности частей двигателя и облегчают yдаление из каpтеpа побочных пpодyктов сгоpания.

С pазвитием дизелей, котоpые за пpошедшие годы пpевpатились в совpеменные сложные высокоэффективные двигатели, изменялись и мотоpные масла. Сегодня из пpактически необpаботанных пpодyктов нефтеочистки они пpевpатились в сложные химические системы. Состав этих систем постоянно совеpшенствyется с целью дальнейшего повышения степени защиты двигателя. Hиже кpатко описаны химические компоненты, использyемые для повышения качества и эксплyатационных свойств дизельных мотоpных масел.
- Детеpгенты обладают способностью замедлять или пpедотвpащать обpазование отложений на повеpхности частей двигателя.
- Диспеpсанты способствyют томy, что сажа и дpyгие пpодyкты сгоpания находятся в масле в состоянии взвеси, таким обpазом пpедотвpащается их осаждение на повеpхности частей двигателя.
- Замедлители коppозии защищают подвеpженные коppозии части двигателя от воздействия кислотных соединений, возникающих в pезyльтате pеакций, пpоисходящих с пpодyктами сгоpания в масляной сpеде.
- Антиокислители обеспечивают yстойчивость масла к пpоцессy окисления, котоpый yскоpяется с pостом pабочей темпеpатypы.
- Замедлители износа yменьшают pазpyшения, возникающие пpи сопpикосновении движyщихся дpyг относительно дpyга металлических повеpхностей, таких как поpшневые кольца и гильзы цилиндpов, подшипники и цапфы и т.д.
- Добавки для снижения тpения yменьшают силы тpения междy движyщимися металлическими частями для повышения экономии топлива.

Добавки для повышения индекса вязкости использyются для создания всесезонных соpтов масла.

Классификация моторных масел

Одной из самых распространенных систем классификации масел стала SAE (Society of Automotive Engineers - американская Ассоциация Автомобильных Инженеров). Классификация SAE  J300 содержит шесть зимних и пять летних классов моторных масел. Зимние классы масел имеют в обозначении букву "W" (начальная буква в англ. слове Winter - зима).Чем больше число входящее в обозначение класса SAE, тем выше вязкость масел относящихся к нему. Значения вязкости SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W относятся к зимним классам масел, SAE 20, 30, 40, 50, 60 - к летним. Масла, имеющие класс вязкости превышающий SAE 60, относятся к трансмиссионным. Всесезонные масла, обладающие одновременно свойствами как зимних так и летних классов масел имеют двойное обозначение, например SAE 10W-30, SAE 15W-40 и т.д.
    В отличии от минеральных масел, полученных путем перегонки сырой нефти, синтетические моторные масла являются результатом целенаправленного органического синтеза. Развитие двигателей внутреннего сгорания, отличающихся друг от друга по тепловой напряженности, типам применяемого топлива, характером эксплуатации, предъявляет все более жесткие требования к моторным маслам и требует применения пакета присадок для сохранения их первоначальной структуры и свойств. Пакеты присадок составляют 15-20% объема любого качественного масла, присадки изменяют свойства минеральной или синтетической основы моторных масел, а также добавляют им новые свойства.
    Основополагающей характеристикой моторных масел является их классификация по эксплуатационным свойствам API (American Petroleum Institute - Американский Институт Нефтепродуктов). Классификацию API называют классификацией по уровню качества, потому что с выходом все более совершенных, более быстроходных и одновременно легких двигателей, потребовалось выпускать моторные масла с более совершенным пакетом присадок. American Petroleum Institute и его европейский аналог CCMC (с недавнего времени замененный ACEA) разработали систему классификации, позволяющую подобрать сорт масла, соответствующий возрасту вашего автомобиля и типу его двигателя. Классификация API различает масла для бензиновых и для дизельных двигателей. Первым соответствует буква S, например - SG, SH, или SJ, при этом вторая буква говорит о более высоком уровне моторного масла. Так, класс SJ был широко введен в мировую практику лишь год назад, заменив при этом господствовавший SH. Дизельные масла несут обозначения из двух букв, первая из которых всегда C: CC, CD, CF, CG. Последняя в этом ряду комбинация считается самой передовой, хотя многие еще классифицированы как CF-2, CF-4 или CD. Большинство из мировых производителей выпускают универсальные масла, пригодные как для дизельных так и для бензиновых двигателей. В этом случае в классификации по API у них стоит сочетание индексов, например SH/CD, SF/CC или SJ/CF. Классификация SJ присуждается только самым дорогим маслам на синтетической основе.
Европейская классификация масел ACEA (по совокупности эксплуатационных свойств). С 1996 года главной стала Ассоциация европейских производителей автомобилей ACEA, а бензиновые и дизельные моторные масла стали делиться на три категории - для самых напряженных двигателей, для средних и для тихоходных "старичков". Индекс "96" соответствует году принятия стандарта, например масло A1-96 в классификации ACEA предназначено для бензиновых двигателей и соответствует низшей части таблицы (соответствие SF, SH по API). Моторное масло A2-96 по ACEA предназначено также для бензиновых двигателей и располагается в середине таблицы, обеспечивает высокие характеристики по температурной стойкости, моющие и диспергирующие функции, улучшенную защиту подшипников (соответствие SH по API). И наконец масло A3-96 по ACEA предназначено для самых современных двигателей с турбонаддувом и без него, при этом особое внимание уделено противоокислительным и противоизносным свойствам (соответствует и превышает SJ по API). Для дизелей выделены категории B1-96, B2-96, B3-96, принцип классификации которых аналогичен бензиновым двигателям.
    Самой последней группой символов, которые можно встретить на этикетке моторного масла являются EC I и EC II. Они относятся к термину Energy Conservation (сохранение энергии) и обеспечивают экономию топлива до 1,5% и 2,5% соответственно. 

Пpи описании соpтов и хаpактеpистик мотоpных масел обычно использyются обе системы классификации, API и SAE. Вместе с тем следyет отметить, что эти системы сyществyют независимо дpyг от дpyга. Система SAE опpеделяет вязкость масла, на ее гpадации не оказывает влияния система API, котоpая pассматpивает мотоpные масла с точки зpения их эксплyатационных хаpактеpистик.

Рекомендации по подбору моторного масла. 

Известная поговорка "Кашу маслом не испортишь" не подходит , когда речь идет о современных двигателях внутреннего сгорания, поэтому вопросу подбора масла для вашего автомобиля необходимо уделить особое внимание. В автомобили отечественных производителей лучше залить качественное минеральное или синтетическое масло, подобранное в соответствии с характеристиками вязкости. Для иномарки масло следует подбирать в соответствии с рекомендациями производителя и по возрасту автомобиля.
    Рекомендации по подбору масел по вязкости:

  • при пробеге автомобиля менее 25% полного ресурса двигателя до кап.ремонта (новый двигатель) необходимо применять зимой масла классов SAE 5W-30 или всесезонно - SAE 10W-30;
  • при пробеге автомобиля 25-75% полного ресурса двигателя до кап.ремонта (технически исправный двигатель при нормальном режиме эксплуатации) целесообразно применять зимой масла классов SAE 5W-30 и 10W-30, летом - SAE 10W-40 и 15W-40 или всесезонно - SAE 5W-40;
  • при пробеге автомобиля более 75% полного ресурса двигателя до кап.ремонта (старый двигатель) следует применять зимой масла классов SAE 5W-40 и 10W-40, летом - SAE 15W-40 и 20W-50 или всесезонно - SAE 5W-50.
    Не следует заливать дорогое масло с повышенными антифрикционными, противоизносными свойствами в двигатель нового автомобиля в период его обкатки. Такое масло содержит присадки, образующие дополнительные пластичные пленки на поверхностях трущихся деталей, тем самым желаемого эффекта "приработки" деталей достигнуто не будет. В период обкатки следует применять минеральное или полусинтетическое масло, меняя его через 2000 км. пробега с обязательной заменой масляного фильтра, чтобы вовремя удалить частицы, полученные в результате обкатки новых деталей. Ведущие марки синтетических масел обладают хорошими моющими свойствами, применение такого масла для смазки двигателя старого автомобиля может привести к тому, что микротрещины в уплотнениях изношенного двигателя будут очищены, что в свою очередь приведет к течи масла. Кроме этого вымывание отложений в местах соединений деталей шатунно-поршневой группы может привести к появлению посторонних шумов при работе двигателя, повышенному расходу топлива и масла. Замену моторного масла следует производить в сроки рекомендованные фирмой производителем вашего автомобиля. Есть одно заблуждение: импортные масла на синтетической основе якобы агрессивны к «нашим» сальникам и прокладкам из резины. Это именно заблуждение. Синтетические масла лишь обладают несколько большей текучестью, а потому легче просачиваются через неплотности в соединениях. Так что течь сальника свидетельствует не об «агрессивности» масла, а о том, что рабочая кромка манжеты уже основательно изношена и вскоре сквозь неё потекло бы любое масло. Вечны ли синтетические масла? Ни в коем случае! Срок их службы лишь немного больше, чем у минеральных масел. Кстати, быстрое потемнение масла свидетельствует о его хороших моющих свойствах. Обязательно ли использовать промывочное масло или специальную моющую добавку при замене масла? Нет - если только вы не переходите с минерального сорта на «синтетику». В остальных случаях высокие моющие свойства масла практически исключают образование каких-либо отложений.

 

Читайте также:
Как выгодно продать свой старый автомобиль?
23.03.2015
Как выгодно продать свой старый автомобиль?
Кто возглавил рейтинг самых надежных автомобилей?
19.03.2015
Кто возглавил рейтинг самых надежных автомобилей?
Что можно купить в Украине за тысячу долларов?
13.03.2015
Что можно купить в Украине за тысячу долларов?
MINI представляет эксклюзивный вариант матовой окраски кузова Frozen Black metallic
23.10.2013
MINI представляет эксклюзивный вариант матовой окраски кузова Frozen Black metallic
Автомобили британского бренда MG полюбились украинцам
19.10.2013
Автомобили британского бренда MG полюбились украинцам
Самый практичный цвет автомобиля
17.10.2013
Самый практичный цвет автомобиля
Война двигателей. Кто лучше?
13.10.2013
Война двигателей. Кто лучше?
Цифровые автомобильные усилители Pioneer
07.02.2013
Цифровые автомобильные усилители Pioneer
Эксперты составили рейтинг самых востребованных внедорожников в Украине
02.02.2013
Эксперты составили рейтинг самых востребованных внедорожников в Украине
больше новостей »
Комментарии посетителей

Минимальный размер протектора

Минимальный размер протектора

По всей Европе минимальная глубина протектора для летних и зимних шин составляет 1,6 мм

Аквапланирование

Аквапланирование

Аквапланированием называется эффект всплытия шины на мокрой дороге – в этом случае контакт шины с дорогой разрывается водой.

Размер колес

Размер колес

R17 195/65  значит ...

Вас могут заинтересовать мотоспорт, автомобильный спорт на портале спортивные клубы, а также фитнес клубы Киева.
Использование материалов autoexpert.in.ua разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.autoexpert.in.ua. Материалы, отмеченные знаком "Реклама" публикуются на правах рекламы.
Разработка сайта