Бизнес в хорошие руки

По материалам сайта: www.autoexpert.in.ua

Сергей Гаврилко,  генеральный директор автоцентра «Атлант-М Днепровская набережная»Сергей Гаврилко,
генеральный директор автоцентра «Атлант-М Днепровская набережная»,

о мотивации сторон на рынке слияний и поглощений. Точнее, о ее отсутствии.

Вот уже полтора года как украинский бизнес вынужденно живет в новой реальности. Хорошо это или плохо, но факт остается фактом: экономический кризис порядочно встряхнул практически все сферы бизнеса, заставив управленцев искать новые возможности поддерживать рентабельность предприятий. Эффективные команды уже давно перестроили бизнес с учетом новых условий рынка и теперь, конечно, не снимают сливки, как это было в период активного роста, но и не бедствуют – благополучно живут, обслуживают кредиты, получают хоть и не заоблачную, но прибыль.

Однако не всем удалось принять вызов, брошенный рецессией. Особенно в непростой ситуации оказались компании, чье имущество пребывает в залоге банка, а также «счастливые» обладатели кредитов. В такой ситуации эксперты в один голос предсказывали многократное увеличение количества сделок по слиянию и поглощению компаний в Украине. Однако самый сложный 2009 кризисный год миновал, а обещанного бума так и не произошло: рынок M&A все еще пребывает в состоянии анабиоза, количество сделок невелико.

Отчего же так происходит? Ведь, казалось бы, существенное падение доходов и отсутствие возможностей по привлечению финансирования и погашению долговых обязательств должно было подтолкнуть многие компании к продаже непрофильных активов или бизнеса целиком.

Допустим, что в начале кризиса такую ситуацию можно объяснить отсутствием свободных средств у покупателей и фактором падающего рынка, ставшим причиной выжидательной позиции потенциальных инвесторов. Перспективы отраслевых рынков и отдельных видов бизнеса туманны, следовательно, окупаемость вложения тоже под вопросом. В данный момент с определенной долей осторожности, но все же можно говорить о позитивных изменениях в экономике: появились деньги, наблюдаются первые «зеленые ростки» в экономике (по крайней мере, на внешних рынках). Но сделок в сфере M&A больше не стало, рынок существенно не оживился.

На мой взгляд, отсутствие массовых продаж бизнесов или их частей в Украине объясняется гиперфинансированием предприятий в предкризисный период и особенностями национального менталитета.

На сегодняшний день в большинстве случаев оценочная стоимость бизнеса существенно меньше суммы кредитов, привлеченных под залог этого бизнеса либо его активов. Таким образом, банкам невыгодно как настаивать на продаже бизнеса, так и забирать активы, ведь ни банки, ни собственники не могут реализовать активы за сравнимые с объемом кредитов суммы. Это ведет к тому, что банки в большинстве случаев довольствуются получением процентов по кредитам и постепенным сокращением основной суммы задолженности.

В то же время и предложение невелико. Собственники не спешат отдавать бизнес за долги или продавать за доллар по западному примеру. Результат оперативной деятельности благодаря сокращению расходов колеблется в районе нуля или не приносит существенных убытков. В такой ситуации собственник не видит смысла расставаться с бизнесом, который сейчас не тяготит, а в будущем, при благоприятных условиях, может принести хороший доход от продажи.

Под влиянием вышеописанных факторов на рынке M&A сложилась некая ситуация равновесия, в которой сделки по покупке/продаже бизнесов не интересны ни продавцам, ни покупателям. Расстановка сил вряд ли изменится в ближайшее время, так как не прогнозируется ни резкое ухудшение, ни резкое улучшение состояния экономики Украины. Инвесторы продолжают «сидеть на деньгах» — ждут чрезвычайно выгодных предложений в плане окупаемости капитала. Хотя за таким поведением можно узреть и еще один мотив: полагаю, инвесторы считают, что ценовое дно на рынке M&A еще не достигнуто и впереди их ждут более «сладкие» дешевые предложения.

Что будет дальше? Действительно, в случае ухудшения экономической ситуации ряд компаний таки выйдут на рынок с предложением «продаться за копейки». Предложение расширится, цены упадут до критического дна и это может простимулировать инвесторов к совершению сделок. Однако если предположить, что экономика медленно, но верно будет расти, то инвесторы будут пытаться «запрыгнуть в идущий поезд» – выхватить бизнес порентабельнее, пока цены не вернулись на прежний уровень 2007-2008 годов. Только в данный момент, учитывая смену правительства и пока отсутствующие план экономического развития страны и бюджет, даже самые смелые эксперты не берутся предсказывать, какой из вариантов вероятнее. Истина, как говорится, всегда где-то посередине.

Источник: ИнвестГазета

Читайте также:
Продажи внедорожников и SUV Great Wall бьют рекорды
23.04.2013
Продажи внедорожников и SUV Great Wall бьют рекорды
27.02.2013
Компания Nissan объявляет о сохранении доли рынка на уровне 3,9% и положительных результатах ...
«НИКО-Украина» - лидер продаж автомобилей Mitsubishi в 2012 году
04.02.2013
«НИКО-Украина» - лидер продаж автомобилей Mitsubishi в 2012 году
Пакет услуг PrecurePro: экономия на каждом километре
29.01.2013
Пакет услуг PrecurePro: экономия на каждом километре
Пять авто-предсказаний на 2013 год
26.01.2013
Пять авто-предсказаний на 2013 год
Nissan снижает цены на электромобиль Nissan LEAF
25.01.2013
Nissan снижает цены на электромобиль Nissan LEAF
Полиция Китая пересядет на электромобили BYD e6
15.01.2013
Полиция Китая пересядет на электромобили BYD e6
Компания «Еврокар» подтвердила действие сертификата ISO
28.12.2012
Компания «Еврокар» подтвердила действие сертификата ISO
Что ждет мировой авторынок в новом году
25.12.2012
Что ждет мировой авторынок в новом году
больше новостей »
Комментарии посетителей

Страхование автодилеров

Страхование автодилеров

Развитие страхового рынка в Украине и СНГ идёт примерно по одному сценарию...

Активная приемка: навстречу клиенту

Активная приемка: навстречу клиенту

Многие авторизованные автомобильные дилерские предприятия задаются вопросом: что будет, когда их любимые клиенты покинут сервис и уедут обслуживаться на свободные СТО.

Новый Citroen C4: серьезные амбиции, подкрепленные отличными знаниями

Новый Citroen C4: серьезные амбиции, подкрепленные отличными знаниями

До официального выхода на украинский рынок нового Citroen C4 осталось полтора месяца. Каким он будет? Мы узнали об этом из первоисточника: официальное представительство Citroen в Украине и его консалтинговый партнер ООО «Автоэксперт.ин.юэй» уже провели подготовку своих консультантов автосалонов.

Вас могут заинтересовать мотоспорт, автомобильный спорт на портале спортивные клубы, а также фитнес клубы Киева.
Использование материалов autoexpert.in.ua разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.autoexpert.in.ua. Материалы, отмеченные знаком "Реклама" публикуются на правах рекламы.
Разработка сайта