Анализ и прогноз важнейших тенденций и изменений на автомобильном рынке Украины, Российской Федерации и Республики Беларусь по итогам февраля 2010 года

По материалам сайта: www.autoexpert.in.ua

Международный автомобильный холдинг «Атлант-М». Подготовлено Отделением стратегического развития Международного автомобильного холдинга «Атлант-М».
Март 2010.

Экономическая ситуация в странах присутствия Холдинга в январе-феврале 2010 г. оставалась в целом неблагоприятной. Медленная тенденция восстановления объемов производства и внутреннего спроса в феврале в России и Украине приостановилась. В Беларуси в целом показатели более позитивные.

Автомобильные рынки России и Украины в январе 2010 г., по всей вероятности, прошли нижнюю точку своего падения, и с февраля объемы продаж начали понемногу расти. На протяжении текущего года мы будем наблюдать медленную, неустойчивую, но позитивную динамику восстановления экономической активности, потребительских расходов и продаж автомобилей. Важнейшим позитивным фактором в России станет укрепление рубля, который уже отыграл всю девальвацию 2009 года, а также снижение процентных ставок.

Автомобильный рынок Беларуси находится на этапе сильнейшего сжатия в связи с повышением импортных пошлин и общей неопределенностью. Новой тенденцией рынка новых иномарок стало преобладание самостоятельного ввоза машин физлицами над продажами официальных дилеров. В ближайшие месяцы объемы продаж будут находиться на очень низком уровне.

Общий анализ ситуации

В России и Украине в январе-феврале уменьшались относительные темпы падения продаж по сравнению с показателями годичной давности – сказывается, что продажи января-февраля 2009 г. уже находились под ударом кризиса. В Украине продажи в феврале вообще почти сравнялись с февралем 2009 г. В Беларуси темпы падения, напротив, нарастают по вполне понятным причинам.

Объемы регистрации новых автомобилей в РФ, Украине и РБ помесячно 2008-2010 гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года

Рис. 1. Объемы регистрации новых автомобилей в РФ, Украине и РБ помесячно 2008-2010 гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года

Экономическая ситуация в России и Украине характеризовалась стабильно пониженными показателями объемов производства. В России, несмотря на хорошую внешнюю конъюнктуру, слабый внутренний спрос сдерживает восстановление экономики. В Украине в феврале вообще ухудшились все макроэкономические показатели, что, вероятно, было связано с избирательной кампанией и всеобщей неуверенностью бизнеса и населения в ее результатах и последствиях.

В целом в России и Украине сейчас открываются возможности для постепенного, хотя и медленного улучшения экономической ситуации. Можно надеяться, что при отсутствии новых внешних и внутренних потрясений будет постепенно восстанавливаться потребительская уверенность и, как следствие, потребительские расходы. Больше оснований для этого в России, но украинская экономика в целом является более гибкой и ей требуется меньше времени на изменение трендов.

Динамика промышленного производства в РФ, Украине и РБ помесячно в 2008-2009 гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года

Рис. 2. Динамика промышленного производства в РФ, Украине и РБ помесячно в 2008-2009 гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года

Вместе с тем динамика промпроизводства по сравнению с показателями двухгодичной давности, т.е. докризисными гораздо менее оптимистична. В Беларуси экономический рост отсутствует, а в России и Украине показатели оказались хуже, чем в ноябре-декабре 2009 года.

Динамика промышленного производства в РФ, Украине и РБ помесячно в 2008-2010 гг., в % к соответствующему докризисному периоду

Рис. 3. Динамика промышленного производства в РФ, Украине и РБ помесячно в 2008-2010 гг., в % к соответствующему докризисному периоду

На валютном рынке России продолжается укрепление российского рубля к корзине валют доллар-евро (на диаграмме, исходя из веса доллара в корзине 55%, евро 45%). Курс вернулся уже к уровням декабря 2008 г., то есть до ускоренной девальвации января-февраля 2009 года.

Курс корзины валют доллар-евро в российских рублях

Рис. 4. Курс корзины валют доллар-евро в российских рублях

Эта тенденция является позитивной для рынка новых иномарок с нескольких точек зрения:
• Рост доступности импорта (по отношению к доходам в российских рублях).
• Уменьшается риск увеличения рублевых цен на новые иномарки. Напротив, у некоторых импортеров с заходной ценой в долларах и особенно в евро появится даже запас для ценовых скидок.
• Рост издержек на производство в России и ухудшение ценовой конкурентоспособности отечественного автопрома (иномарок российской сборки коснется в гораздо меньшей степени – только моделей с высоким коэффициентом локализации).

Еще один позитивный тренд – постепенное снижение уровня процентных ставок, что увеличивает доступность кредитования и, в частности, автокредитования. По сравнению с серединой 2009 г. средняя ставка по рублевым депозитам упала уже на 2 п.п., по кредитам – на 3-4 п.п. Дальнейшее понижение ставки рефинансирования (уже 8,25% с 29 марта) и административное давление Банка России на крупнейшие банки дает надежду на продолжение этой тенденции.

В Украине существенно снизились риски обвальной девальвации гривны. Напротив, после президентских выборов:
• уменьшилась скупка валюты населением;
• увеличился приток капитала в страну (в том числе, для покупки государственных валютных облигаций);
• уменьшился риск дефолта Украины или отдельных компаний (например, Нафтогаза);
• Нацбанк Украины понемногу покупает валюту, незначительно укрепляет курс гривны и увеличивает ликвидность банковской системы.

Вместе с тем до улучшения ситуации в денежно-кредитной сфере Украины и восстановления кредитования предстоит еще очень долгий путь.

В Беларуси в I квартале 2010 г. произошло ожидаемое ослабление белорусского рубля к корзине валют доллар-евро-российский рубль на 3%.

В силу укрепления доллара по отношению к евро он достиг отметки 3000 белорусских рублей, при том, что девальвация в целом по корзине валют остается умеренной. Можно ожидать, что во II квартале белорусский рубль будет ослаблен еще на 2-3% по корзине валют, а в целом по 2010 году мы предполагаем, что он удержится в рамках десятипроцентной девальвации.

Уже понятно, что во II квартале 2010 г. авторынок Беларуси будет находиться в тех же законодательных условиях, что и в I квартале (следующая встреча по Таможенному Союзу на высоком уровне, на которой может быть решен вопрос по пошлинам на автомобили, намечена на 21 мая). Сохранятся низкие пошлины для физических лиц и высокие – для юридических. Продажи официальных дилеров будут на крайне низком уровне, а самостоятельный ввоз физическими лицами новых и подержанных автомобилей (либо ввоз по схеме оформления на физических лиц) – будет нарастать.

Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от решения по пошлинам для физических лиц в Беларуси.

Общие итоги января-февраля 2010 года по трем странам

Покажем общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России в январе-феврале 2010 г. по сравнению с тем же периодом в предыдущие годы.

Объемы продаж находятся между уровнями 2006 и 2007 годов, а по сравнению с 2009 г. уменьшились на 37,2%. Вместе с тем надо отметить, что в январе-феврале 2009 г. на российском авторынке происходила массовая распродажа избыточного стока машин 2008 г., а сейчас этого не происходит.

Объемы продаж новых иномарок в январе-феврале 2006- 2010 гг. в России

Рис. 6. Объемы продаж новых иномарок в январе-феврале 2006- 2010 гг. в России

В Украине падение продаж по сравнению с 2009 г. составило 43,2%, а сами продажи опустились ниже уровня 2006 г.

Объемы продаж новых иномарок в январе-феврале 2006- 2010 гг. в Украине

Рис. 7. Объемы продаж новых иномарок в январе-феврале 2006- 2010 гг. в Украине

Для изучения краткосрочной динамики сравним результаты продаж в январе и феврале 2010 г.относительно среднемесячного объема продаж в IV квартале 2009 г.

Объемы продаж новых иномарок в РФ и Украине в январе-феврале 2010 года и среднемесячный объем продаж в IV кв. 2009 г.

Рис. 8. Объемы продаж новых иномарок в РФ и Украине в январе-феврале 2010 года и среднемесячный объем продаж в IV кв. 2009 г.

Среднемесячные продажи января-февраля 2010 по отношению к среднему уровню IV квартала 2009 года снизились в России на 27%, в Украине – на 28%. Данный результат говорит скорее не о дальнейшем падении рынка, а о его наметившейся стабилизации. Как показывает анализ докризисных 2005-2008 годов, в январе-феврале также имело место сезонное проседание рынка относительно среднемесячного уровня IV квартала. В разные годы оно составляло в России 18-25%, на Украине – 11-24%. В 2010 году кроме прочих факторов на результат в некоторой степени негативно повлияли в России ожидание программы утилизации, в Украине - политические события, и в обеих странах – очень снежная и холодная зима, что заставило часть клиентов отложить покупку.

Поквартальные темпы прироста в 2006-2009 гг. и темп прироста рынка в январе-феврале 2010 года представлены ниже.

Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в РФ по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

Рис. 9 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в РФ по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

И в России, и в Украине относительные темпы падения авторынка замедляются.

Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в Украине по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

Рис. 10 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в Украине по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

В Беларуси по итогам двух месяцев 2010 года рынок (по данным регистрации) по отношению к январю-февралю 2009 года сократился на 24,3%.

Объемы продаж новых иномарок в январе-феврале 2006 - 2010 гг. в РБ

Рис. 11. Объемы продаж новых иномарок в январе-феврале 2006 - 2010 гг. в РБ

По сравнению с предыдущими годами падение продаж не выглядит катастрофическим. Но совсем другая картина при сравнении января и февраля 2010 года относительно среднемесячного объема продаж в IV квартале 2009 г.

Объемы регистраций новых иномарок в январе-феврале 2010 и среднемесячный объем регистраций в IV кв. 2009 г.

Рис. 12. Объемы регистраций новых иномарок в январе-феврале 2010 и среднемесячный объем регистраций в IV кв. 2009 г.

Автомобильный рынок России в январе-феврале 2010 года в разрезе отдельных брендов

Покажем TOP-20 продаж новых иномарок в России в январе-феврале 2010 года в сопоставлении с аналогичным периодом 2009 года. Цветным фоном выделены марки Атлант-М в России.

Место

2010

Место

2009

Марка

Продажи в янв-фев 2010

Продажи в янв-фев 2009

Прирост продаж

1

3

Hyundai

11 821

15 139

-21,9%

2

8

Kia

10 580

8 311

27,3%

3

6

Renault

8 505

8 718

-2,4%

4

1

Ford

7 376

18 449

-60,0%

5

4

Toyota

7 365

13 849

-46,8%

6

2

Chevrolet-DAT

7 204

16 498

-56,3%

7

5

Nissan

6 315

13 615

-53,6%

8

14

Daewoo

6 068

5 928

2,4%

9

10

Volkswagen

5 542

7 649

-27,5%

10

13

Skoda

4 034

6 606

-38,9%

11

16

GM-АвтоВАЗ

3 965

4 383

-9,5%

12

12

Peugeot

3 550

7 035

-49,5%

13

9

Opel

3 545

8 055

-56,0%

14

17

Suzuki

3 394

3 107

9,2%

15

7

Mazda

3 029

8 408

-64,0%

16

18

BMW

2 593

2 404

7,9%

17

15

Mitsubishi

2 417

4 691

-48,5%

18

11

Honda

2 246

7 368

-69,5%

19

20

Audi

2 125

1 801

18,0%

20

19

Mercedes

2 013

1 856

8,5%

Подавляющее большинство марок продолжает демонстрировать в 2010 году падение продаж, что отмечено красным цветом в соответствующих строках. Положительную динамику по итогам января-февраля 2010 года продемонстрировали лишь 6 брендов из 20.

Снижение покупательной способности населения и другие негативные влияния кризиса наложили свой отпечаток на рейтинг продаж иномарок. Так, лидеры рынка годичной давности Ford, Toyota, Nissan а также Chevrolet-DAT (у последней, помимо прочих проблем, сказался уход бюджетного Lanos) снизили продажи примерно вдвое и пропустили к вершинам рейтинга более доступные по цене Hyundai, Kia и Renault (на данный момент бестселлером рынка в целом является Logan). В оставшейся части ТОП-10 следует отметить улучшение позиций Daewoo (устаревшая, но дешевая Nexia лидирует по продажам в ряде регионов России), а также Volkswagen и вошедшей в первую десятку Skoda.

Во втором эшелоне в первую очередь обращают на себя внимание уже длительное время дрейфующие вниз в рейтинге марки Opel, Mazda, Mitsubishi и Honda (-70%, худший результат в TOP-20). C другой стороны, неплохо выглядели GM-АвтоВАЗ и Suzuki (единственная марка в среднем ценовом сегменте, увеличившая продажи).

Продажи в премиум-сегменте по итогам января-февраля 2010 года составили 10527 машин и снизились относительно уровня годичной давности лишь на 17%, что выглядит гораздо лучше рынка в целом, Данные результат стал возможен в первую очередь благодаря стабильности «немецкой премиальной тройки»: BMW (+8%), Audi (+18%) и Mercedes (+8%). Остальные бренды показали падение продаж на уровне 30-50%.

Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки из ТОП-20 показали наибольший прирост и падение продаж по итогам первых двух месяцев 2010 года.

Наибольший прирост и падение продаж по итогам первых двух месяцев 2010 года.

Наибольший прирост и падение продаж по итогам первых двух месяцев 2010 года.

Автомобильный рынок Украины в январе-феврале 2010 года в разрезе отдельных брендов

Покажем TOP-20 продаж новых иномарок в Украине. Цветным фоном выделены марки Атлант-М.

Место

2010

Место

2009

Марка

Продажи в янв-фев 2010

Продажи в янв-фев 2009

Прирост продаж

1

1

Hyundai

1 342

2 031

-33,9%

2

13

Kia

1 271

919

38,3%

3

5

Chevrolet

1 043

1 533

-32,0%

4

6

Mitsubishi

1 024

1 469

-30,3%

5

16

Opel

884

715

23,6%

6

2

Chery

830

1 957

-57,6%

7

4

Toyota

803

1 717

-53,2%

8

8

Renault

790

1 044

-24,3%

9

7

Volkswagen

645

1 102

-41,5%

10

10

Skoda

634

953

-33,5%

11

9

Nissan

615

985

-37,6%

12

3

Geely

423

1 816

-76,7%

13

14

Ford

399

900

-55,7%

14

11

Honda

350

953

-63,3%

15

17

Subaru

315

634

-50,3%

16

18

Suzuki

303

513

-40,9%

17

15

Mazda

296

893

-66,9%

18

22

Ssang Yong

261

189

38,1%

19

12

Daewoo

243

935

-74,0%

20

20

Fiat

190

242

-21,5%

Лидеры украинского авторынка те же, что и в России, несмотря на всю непохожесть двух стран. Это корейский тандем - Hyundai и Kia.

Все марки, за исключением Kia, Opel и SsangYong, показали в январе-феврале 2010 года существенную отрицательную динамику относительно аналогичного периода 2009 года (выделено красным цветом в соответствующих строках). При этом Kia взлетела с 13 места сразу на второе. Улучшили свои позиции Chevrolet  и Mitsubishi, несмотря на снижение объемов продаж. При этом стоит отметить, что Mitsubishi на рынке Украины продолжает удерживаться в группе лидеров, в отличие от России (17 место). Марка Opel поднялась с 15 места на пятое, но такой результат стал возможным лишь благодаря государственным закупкам модели Combo (для нужд медицины), в то время как среднемесячные продажи моделей легковой группы в январе-феврале не превышали 30 штук.

Из первой пятерки рейтинга выбыли Chery и Toyota, в то время как Renault (с учетом Logan) удержала за собой восьмую строку. Марки холдинга Атлант-М - Volkswagen, Skoda и Nissan – достигли практически одинаковых объемов продаж за январь-февраль и занимают места с 9-го по 11-е.

Почти все марки второй десятки по итогам января-февраля показали более чем двукратное падение продаж. Лучше других выглядели Suzuki и Fiat, а SsangYong благодаря эффекту низкой базы добился прироста продаж на 38%.

Объем продаж в премиум-сегменте снизился в меньшей степени, чем рынок в целом – на 38%. По итогам января-февраля 2010 г. он составил 784 машины против 1260 авто годом ранее.

Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки из ТОП-20 показали наибольший прирост и падение продаж по итогам первых двух месяцев 2010 года

Наибольший прирост и падение продаж по итогам первых двух месяцев 2010 года

Наибольший прирост и падение продаж по итогам первых двух месяцев 2010 года

Читайте также:
Продажи внедорожников и SUV Great Wall бьют рекорды
23.04.2013
Продажи внедорожников и SUV Great Wall бьют рекорды
27.02.2013
Компания Nissan объявляет о сохранении доли рынка на уровне 3,9% и положительных результатах ...
«НИКО-Украина» - лидер продаж автомобилей Mitsubishi в 2012 году
04.02.2013
«НИКО-Украина» - лидер продаж автомобилей Mitsubishi в 2012 году
Пакет услуг PrecurePro: экономия на каждом километре
29.01.2013
Пакет услуг PrecurePro: экономия на каждом километре
Пять авто-предсказаний на 2013 год
26.01.2013
Пять авто-предсказаний на 2013 год
Nissan снижает цены на электромобиль Nissan LEAF
25.01.2013
Nissan снижает цены на электромобиль Nissan LEAF
Полиция Китая пересядет на электромобили BYD e6
15.01.2013
Полиция Китая пересядет на электромобили BYD e6
Компания «Еврокар» подтвердила действие сертификата ISO
28.12.2012
Компания «Еврокар» подтвердила действие сертификата ISO
Что ждет мировой авторынок в новом году
25.12.2012
Что ждет мировой авторынок в новом году
больше новостей »
Комментарии посетителей

Страхование автодилеров

Страхование автодилеров

Развитие страхового рынка в Украине и СНГ идёт примерно по одному сценарию...

Активная приемка: навстречу клиенту

Активная приемка: навстречу клиенту

Многие авторизованные автомобильные дилерские предприятия задаются вопросом: что будет, когда их любимые клиенты покинут сервис и уедут обслуживаться на свободные СТО.

Новый Citroen C4: серьезные амбиции, подкрепленные отличными знаниями

Новый Citroen C4: серьезные амбиции, подкрепленные отличными знаниями

До официального выхода на украинский рынок нового Citroen C4 осталось полтора месяца. Каким он будет? Мы узнали об этом из первоисточника: официальное представительство Citroen в Украине и его консалтинговый партнер ООО «Автоэксперт.ин.юэй» уже провели подготовку своих консультантов автосалонов.

Вас могут заинтересовать мотоспорт, автомобильный спорт на портале спортивные клубы, а также фитнес клубы Киева.
Использование материалов autoexpert.in.ua разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.autoexpert.in.ua. Материалы, отмеченные знаком "Реклама" публикуются на правах рекламы.
Разработка сайта